Как оборудовать рабочее пространство фотомастера: фоны, лайткуб и стол
Пространство
В организации рабочей площади фотографа самая важная роль отводится габаритам помещения. Существует стереотип, что для предметной съемки достаточно небольшого угла. Но на самом деле, это не так. Один только стол в диагонали имеет до 100 см. Плюс пространство загромождают софтбоксы на стойках. Их устанавливают по обе стороны стола. Каждому светильнику отводится около 1 м. Если необходимо снимать изделие размером до 20 см, то расстояние до камеры занимает 1-1,5 м (при фокусном расстоянии до 9-10 см). И рабочий периметр должен предусматривать безопасную зону. Так и выходит круг с радиусом около 4-х метров.
Такое свободное съемочное пространство сложно найти в обычной жилой комнате. Хотя иногда приходится ютится и на 2,5 м. Но это не просто неудобно, а еще и чревато негативным последствиями для оборудования, поскольку фотограф может задеть технику и серьезно повредить ее.
Если обустраивать помещение для съемки, то стол лучше устанавливать под окном, вдоль короткой стороны. Фотоаппарат и предмет будут направлены вдоль комнаты, и фотограф сможет без проблем маневрировать штативом.
Главное, чтобы в рабочем пространстве были стены нейтрального цвета. Лучше отдать предпочтение темному фону. Вспышка отображает посторонние оттенки и изображение изделия будет искажено. А с помощью темных стен можно контролировать эти рефлексы.
Нужно обеспечить хорошее освещение стола и его окружающего пространства. Вряд ли удастся обойтись одним пилотным светом. Кроме кадрирования и фокусировки, предметная съемка имеет еще много подготовительных нюансов для объектов, что нуждаются в яркой подсветке. Возле стола установите яркую лампу. Желательно, чтобы она имела рефлекторную колбу на регулируемом шланге, а выключатель был рядом.
Также в помещении устанавливают вентиляцию и кондиционер. Ведь у импульсивных светильников есть особенность нагреваться во время работы. А пилотный свет будет также повышать температуру на рабочем месте. Поэтому нужно обеспечить комфортные условия для съемки.
Предметный стол
Предметные столы – лучший выбор для массовой фотосъемки похожих изделий. Серийное производство предлагает мебель разных габаритов. По сравнению со стандартными столами предметные отличаются рядом преимуществ:
- белый пластиковый фон в комплекте. Его загибают сзади предмета. Возможно освещение на просвет. Поверх него при помощи зажимов фиксируется цветной фон;
- конструкция складывается и позволяет убирать, устанавливать стол только для работы, а в остальное время – освобождать пространство для других целей.
Промышленный предметный стол трудно назвать универсальным и многофункциональным. Он подходит далеко не для всех задач. Большинство профессиональных фотографов, которые занимаются предметной съемкой, пользуются своими разработками. Среди оригинальных решений – рояльный стул или антикварный столик.
Оптимальным будет выбор в пользу круглого стола с ножкой посредине, которому нужно минимум пространства, и такая мебель не мешает работе. Если и фон будет круглым, то в рефлексах удастся избежать ненужных углов. Правда, изделие нельзя будет посветить снизу, сквозь фон на просвет.
Высоту поверхности для съемки нужно определять в зависимости от высоты осветительных стоек и роста фотографа. Для свободного размещения софтбокса ниже или выше уровня столешницы нужен стол весьма высокий и в то же время низкий для нависания камеры. Ведь не всегда выручает высокий штатив.
Лайткуб
Начинающие мастера часто пытаются решить все вопросы при помощи лайткуба, заменив им софтбоксы, фоны и стол. Это конструкция с упругим каркасом, который отделан белым рассеивающим материалом. Лайткуб можно сложить в компактный круг. Такое бюджетное решение позволяет вместо нескольких софтбоксов более лояльно решить вопрос с выездной съемкой. Лайткуб обеспечит мягкое освещение без теней, подходящее для всех объектов. В первую очередь для изделий, которые имеют блестящую или отражающую поверхность.
Но в лайтбоксе проблематично управление светом. Можно позиционировать осветленные пятна от ламп. Невозможно добиться полноценных контрастных рефлексов, не введя дополнительные шильдики. Для того чтобы снять предмет в кубе, фотоаппарат надо вставить в отверстие. Или придется снимать всю переднюю стенку. Одним словом, внутреннее пространство довольно тесное для комфортной работы.
Зачем же тогда нужен лайткуб? Подобный бокс имеет существенное преимущество – за счет галогеновых ламп такое оборудование может обеспечить равномерное освещение объекта на белом фоне без необходимости в обтравке. Это бюджетное решение для фотографа без опыта работы в студии.
Но в то же время лайткуб очень ограничивает и негативно влияет на качество съемки. Это дешевое решение для повседневной работы. Но с профессиональным ростом рабочее место придется совершенствовать, чтобы получать более достойное качество и реализовать творческие задумки.
Среди разновидностей лайтбокса есть ювелирный конус, который обеспечит более оригинальный результат. Но об освещении – в другой раз.
Фотофоны
При отсутствии необходимости в жесткой фиксации устойчивого объекта фоном для съемки может служить любой материал. На практике удобно использовать листы оргстекла, полистирол различных параметров, фактуры и цвета. Нужно купить зеркально-черный или глянцевый пластик молочно-белого оттенка. Все это можно найти на опте, где торгуют строительными материалами и промышленными товарами.
Откажитесь от идеи приобрести чересчур толстый пластик, поскольку из-за лишнего веса он непрактичен. Для нижнего фона достаточно 5 мм толщины, а для отражателей и др. – 3 мм. В обрезках можно обнаружить материал для подставок или множество потенциальных шильдиков-отражателей.
Некоторые фотографируют предметы на стандартном стекле с подложкой из цветной бумаги. Но предметы будут иметь некрасивые отражения, поскольку стекло отражается с двух поверхностей. Поэтому картинка задвоится.
Непригодны и стеклянные зеркала, которые тоже двоят отражения. Лучше заменить их полированным материалом. Например, стальными пластинами от глянцевателя.
Заказать предметную фотосъёмку можно тут